Фортепиано

Фортепиано

ФОРТЕПИА́НО (от итал. forte — громко и piano — тихо) — общее название клавишных струнных муз. инструментов с молоточковой механикой (рояль, пианино). Благодаря сочетанию достоинств клавира с возможностью не только сопоставлять громкую и тихую звучность, но и передавать постепенные динамич. изменения, дифференцировать звучание голосов, Ф. с кон. 18 в. стало гл. инструментом европейски ориентированной муз. культуры.

В отличие от клавесина и органа, сила звука на Ф. зависит от силы нажатия клавиши. В момент нажатия сложный механизм приводит в движение молоточек, головка к-рого, обтянутая особым войлоком, фильцем, ударяет по хору струн (от одной или двух в басу до трех в среднем и верхнем регистрах для каждого звука), сразу отскакивая обратно, и отделяет от струны глушитель (демпфер), который позволяет ей звучать, пока клавиша нажата, и прекращает ее колебания, как только клавиша отпускается. Правая педаль освобождает от демпферов все струны, продлевая их звучание независимо от удержания клавиши и обогащая его обертонами резонирующих струн, что создает эффекты, недостижимые на др. инструментах (А. Г. Рубинштейн назвал эту педаль "душой" Ф.). Левая педаль на рояле сдвигает клавиатуру и механику вправо, и молоточек ударяет по двум струнам вместо трех (или одной вместо двух), что изменяет силу и тембр звука; третья педаль, если она есть, оставляет отделенными от струн демпфера лишь те клавиши, к-рые уже были нажаты. Чугунная рама выдерживает натяжение стальных струн (до 20 т). Дека из резонансной ели усиливает их колебания. Полная клавиатура насчитывает 88 клавиш (7 1/4 октав), неполная — 85 (7 октав).

Ф. изобрел Бартоломео Кристофори, хранитель муз. инструментов при дворе Медичи во Флоренции (инструмент arpicembalo описан в 1700). В 1732 напечатаны 12 сонат Л. Джустини для Ф. И. С. Бах критиковал первые Ф. Зильбермана, немецкого последователя Кристофори, но одобрил более поздние, играл на них (1747), в 1749 даже содействовал их продаже. Ф., вероятно, регулярно использовалось в 1750—60-х гг. в придворных концертах Фридриха II в Берлине, где клавиристом был Ф. Э. Бах; в 1768 И. К. Бах впервые в Лондоне играл в концерте на Ф. соло (ранее, в 1763, Ф. звучало на концерте в Вене), причем использовал т. н. столообразное Ф. (изобретено в 1742), прямоугольной формой и механикой связанное с клавикордом и популярное до сер. 19 в. К кон. 18 в. Ф. вытеснило иные виды клавира — благодаря как улучшению конструкции (И. А. Штейн, И. А. Штрайхер, А. Бекерс и др.), так и утверждению нового муз. стиля в творчестве И. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена. Эволюция муз. культуры 19 в. (в т. ч. стр-во концертных залов) требовала усилить мощность звука. Толстые, перекрестно натянутые стальные струны, чугунные рамы, крупные молоточки и др. сделали современное Ф. еще более совершенным.

Первые объявления о продаже Ф. в Петербурге появляются в 1771. С этого времени Ф. — обязательный эл-т дворянского быта, салона, усадьбы. В кон. 18 — нач. 19 в. в обеих столицах работали десятки фортепианных мастеров. Вопросы фортепианной механики изучал (в 1780—1808) И. П. Кулибин. М. И. Глинка высоко ценил рояли А. И. Тишнера (1818—40-е гг.), А. С. Даргомыжский — К. Вирты (сер. 1820-х гг. — 1857). Хорошие Ф. изготавливал рус. мастер А. Нечаев. В 1810 в Петербурге открыл мастерскую, выросшую в первую в России фортепианную фабрику, Ф. Дидерихс, в 1818 — К. М. Шредер, в 1841 — Я. Беккер, в 1856 — Ф. Мюльбах. Рояли этих фирм (особенно "Беккер") не раз удостаивались высших наград на международных выставках; сами фабрики организовывали концерты, муз. конкурсы. В 1913 Россия произвела 13 500 Ф. (80% — Петербург, остальное — Москва, Киев, Харьков, Ростов-на-Дону, Саратов, Тифлис и др.) при потребности в 22 000; остальное импортировалось (Германия производила ок. 120 тыс., США — 370 тыс. Ф. в год).

В 1-ю мир. войну большинство фортепианных фирм закрылось; лишь в 1924 на базе фабрики "Я. Беккер" (с 1927 "Красный Октябрь") возобновлено произ-во, преимуществ, пианино, с использованием импортной, затем отечеств, механики и сырья. Потребности муз. образования, огромный спрос стимулировали его рост. В 1970-х гг. СССР производил в год ок. 200 тыс. Ф., в основном пианино, уступая лишь США (220 тыс.) и Японии (273 тыс.). Неплохие концертные рояли выпускала фабрика "Эстония". На Всемирной промышленной выставке 1958 в Брюсселе концертный рояль "Красный Октябрь" завоевал Гран-при и золотую медаль; с того же года растет экспорт Ф.

В 1974 создан концертный рояль "Россия"; однако наладить выпуск концертных роялей мирового уровня не удалось. В посл. годы произ-во Ф. резко сократилось.

Рус. фортепианная музыка — яркая глава мировой фортепианной лит-ры. Первые рус. композиторы-пианисты появились на рубеже 18—19 вв. (Л. С. Гурилев, Д. Н. Кашин, А. Д. Жилин). В творчестве многих рус. композиторов Ф. играло существенную (Глинка, П. И. Чайковский, М. П. Мусоргский, О. С. Прокофьев) либо ведущую роль (Д. Фильд, А. Г. Рубинштейн, С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин). Рус. фортепианная школа со 2-й пол. 19 в. — одна из крупнейших в мире.

Лит.: Бражников М. В. Фортепиано. М., 1967; Зимин П. История фортепиано и его предшественников. М., 1968; Столпянский П. Н. Музыка и музицированиев Старом Петербурге. Л., 1984.


Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.

Игры ⚽ Нужна курсовая?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Фортепиано" в других словарях:

  • Фортепиано — разновидности: Пианино, Рояль (на илл.) …   Википедия

  • ФОРТЕПИАНО — (ит. fortepiano, от forte сильно, и piano тихо). Музыкальный инструмент, издающий тон посредством удара струны молоточком, приводимым в движение клавишей, так же, как и в рояле, от которого отличается формой и величиной. Словарь иностранных слов …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ФОРТЕПИАНО — «ФОРТЕПИАНО» (The Piano) Австралия Франция, 1992, 121 мин. Эстетская историческая мелодрама. Замолчавшая еще в возрасте шести лет шотландка Ада, страстная любительница музыки, выходит замуж по переписке и вместе со своей девятилетней дочерью… …   Энциклопедия кино

  • фортепиано — нескл., ср. forte piano, нем. Fortepiano <, ит. fortepiano. Струнный ударно клавишный инструмент в форме продолговатого стола с горизонтально натянутыми металлическими струнами и педалями для усиления и ослабления звука. БАС 1. < Арно>… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ФОРТЕПИАНО — и фортепьяно [тэ], нескл., ср. (франц. forte piano от итал. pianoforte). Клавишный музыкальный инструмент в виде ящика с металлическими струнами и с педалями для усиления и ослабления звука. «Съедутся домашние друзья потанцевать под фортепьяно.»… …   Толковый словарь Ушакова

  • фортепиано —     ФОРТЕПИАНО и ФОРТЕПЬЯНО, пианино, рояль, устар. фортепьяны, разг. фоно, разг. сниж. клавиши, разг. сниж. пьяно …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • Фортепиано —     Фортепиано обычно снится как предвестие какого нибудь веселого происшествия.     Услышанная во сне сладкозвучная мелодия предвещает крепкое здоровье и успех. Нестройные аккорды снятся к каким то делам, которые вызовут у вас раздражение.    … …   Большой универсальный сонник

  • ФОРТЕПИАНО — [тэ ], нескл. и ФОРТЕПЬЯНО [тэ ], нескл., ср. Клавишный струнный музыкальный инструмент (рояль и пианино). Концерт для ф. с оркестром. Играть на ф. | прил. фортепианный, ая, ое и фортепьянный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю.… …   Толковый словарь Ожегова

  • фортепиано — сущ., кол во синонимов: 7 • инструмент (541) • клавир (6) • пианино (8) • …   Словарь синонимов

  • Фортепиано — ■ Необходимо в гостиной …   Лексикон прописных истин

  • ФОРТЕПИАНО — широко распространенный музыкальный инструмент, имеющий наибольшее значение в европейской музыке Нового времени. Этот клавишно струнный молоточковый инструмент существует в двух разновидностях (рояль и пианино). От главных своих предшественников… …   Энциклопедия Кольера


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»